К вопросу о раме и значении внутреннего /второго/ листа обшивки металлической двери.

Перед конструктором-разработчиком защитной металлической двери среди других стоит вопрос - сколько листов обшивки должна иметь дверь и из металла, какой толщины их выполнять?
Перед конструктором-разработчиком защитной металлической двери среди других стоит вопрос - сколько листов обшивки должна иметь дверь и из металла, какой толщины их выполнять?

Исходной точкой в разработках, как правило, является техническое задание (Т.3.), в котором, в частности, оговаривается желательная масса двери, ее стоимость и основные защитные характеристики.

В принципе, защитная дверь - это некая преграда в проеме стены по возможности (в идеале) не слабее самой стены.

Давайте рассмотрим способность двери сопротивляться нежелательным силовым воздействиям - противостоять внешним нагрузкам.

По периметру эту задачу более или менее успешно (в зависимости от конструкции) выполняет соединенная со стеной проема дверная коробка. Причем стоит отметить, что вектора сил, прикладываемых к ней, для преодоления запертой двери могут иметь следующие направления:

  • на продавливание (выбивание) вовнутрь помещения;

  • на вырывание из проема наружу;

  • на разжатие (расширение) коробки с целью освобождения запирающихся элементов или получения доступа к ним.

Вектора возможных воздействий на раму дверного полотна в основном аналогичны перечисленным, как по величине, так и по направлениям. А непосредственно на дверное полотно, его обшивку реально лишь одно из направлений криминального воздействия - нормальное (перпендикулярное) его плоскости. Зато и величина, и способы его создания могут варьироваться в очень широких пределах: статических (создаваемых, например домкратами) до быстропротекающих динамических (типа ударной волны В.В.)

Поскольку из множества факторов, влияющих на прочностные характеристики полотна в данной статье рассматривается, лишь влияние внутреннего листа, то рассмотрим в первую очередь силы действующие на него.

В теории сопротивления материалов и строительной механике поведение подобных объектов рассматривается весьма подробно, и результаты говорят о том, что оно в решающей степени зависит от толщины конструкции, т.е. чем дверное полотно толще (пусть даже оно и весит столько же, сколько более тонкое) тем оно жестче. Потому то металлоконструкции крупногабаритных перекрытий имеют хоть и тонкие, но широкие ребра жесткости. При этом одна поверхность (в двери это наружный лист) работает на изгиб, а другая (внутренний лист) на растяжение. Известно, что металл лучше работает на растяжение, чем на сжатие. Скажем, смешно представить стоящий на ребре стального листа толщиной 1мм. автомобиль весом 1500кг., а вот висеть на полосе стали той же толщины шириной всего 5 см. он будет вполне надежно. Поэтому, (весьма условно) чтобы более - менее спокойно противостоять усилию в 1000кг., приложенному к центру двери, нужен стальной лист снаружи толщиной 5-7мм., а изнутри будет достаточно и 1мм.

Или же внутренний лист может быть большей толщины, но не обязательно цельный, т.е. перфорированный, сетчатый, набранный из полос и т.п.

То есть целостность (сплошность) внутреннего листа, его толщина и прочие характеристики имеют для прочности двери третьестепенное значение. Гораздо важнее характеристики наружного листа: число, конструкция и характеристики металла ребер жесткости; материал и сплошность наполнения дверного полотна.

Резюмируя, можно говорить, если задан вес и цена двери, то выбирая характеристики ее составных элементов, в первую очередь следует оценивать возможность наращивания характеристик наружного листа и силового набора двери, замочно-запорной системы, а только затем, «по остаточному принципу», на оставшиеся деньги» выбирать конструкцию и металл внутреннего листа.

Тогда общие защитные характеристики двери будут значительно оптимальней, чем в случае, если на внутренний лист пускают такой же металл, как и на наружный лист, вынужденно укладываясь в заданный вес и цену в ущерб реальному качеству.

Эксперт
Государственного унитарного предприятия
Московского областного совета безопасности
Руководитель КБ «Барк»
Леваков Б.В.